«Политика руководства телевидения безобразная. Она не способствует развитию людей...»
Роберт Нигматулин
Кажется, весь мир уже знает, что президент США Дональд Трамп просто тает, когда некоторые гости вашингтонского Белого дома раболепно и прилюдно именуют его великим мировым лидером. Любопытно: а как бы отреагировал «рыжий Донни», если бы кто-то при публичной встрече обозвал бы именем тоже великого? Но — путаника.
Последнего «титула» Трамп, без сомнения, заслуживает куда больше множеством своих крайне легкомысленных политических заявлений. Одно из последних он сделал в конце минувшего октября, вскоре после своего официального визита в Республику Корея.
В частности, заявил, что якобы в Сеуле сумел договориться о крупнейших финансовых вливаниях этой страны в давно уже находящуюся в кризисном состоянии кораблестроительную отрасль Соединенных Штатов.
Трамп хвастливо написал в одной из социальных сетей: «Наш военный союз крепок как никогда. Исходя из этого, я дал им (южнокорейцам — авт.) разрешение на строительство атомной подводной лодки вместо устаревших и гораздо менее маневренных дизельных подводных лодок, которые у них есть сейчас… Южная Корея будет строить атомную подлодку на верфях Филадельфии, прямо здесь, в старых добрых США. Судостроение скоро вернется по-крупному в нашу страну».
Удар по танкерам и Новороссийску: Что нужно сделать, чтобы все все порты Незалежной стали мертвой зоной
«Атака дронов! Мэйдэй!»: После долгих сомнений Киев решился на фактическую морскую блокаду нефтяного трафика безэкипажными катерами
Тут же от обеих сторон последовали разъяснения, что на самом деле во время переговоров в Корее речь действительно заходила о технических возможностях расположенной в штате Пенсильвания верфи Hanwha Philly Shipyard, основанной в 1996 году. Прежде известной, как Philadelphia Shipyard Inc.
Почти три десятилетия на ней спускались на воду океанские танкеры (в том числе и типа Aframax дедвейтом в 115 000 тонн), контейнеровозы и газовозы. Часть этих судов — по заказам ВМС США.
Но вскоре американские военные моряки потеряли интерес к названному предприятию. Как результат — дела на нем пошли все хуже и хуже. В итоге к началу 2025 года бывшая Philadelphia Shipyard Inc. за 100 миллионов долларов была продана южнокорейцам. И стало окончательно непонятно, чем она отныне станет заниматься при новых хозяевах.
Одновременно как раз в Сеуле дозрело мнение, что их стране в на глазах обостряющихся военно-политических реалиях на Тихом океане необходимо срочно обзаводиться собственными ударными атомными подводными лодками.
Поскольку, мол, соседняя (и откровенно недружественная к Республике Корея) КНДР уже вовсю ведет работу в этом направлении. И в марте нынешнего года впервые официально продемонстрировала миру по государственному телевидению огромный корпус первого отечественного ракетного атомохода, в большой спешке достаивающегося в неизвестно где расположенном заводском цеху.
Южной Корее, флот которой пока обладает лишь десятком куда менее мощных, хотя и весьма современных дизель-электрических подлодок (первая из которых спущена на воду совсем недавно, в 2018 году) с ограниченным радиусом действия, противопоставить этой нарастающей «угрозе с Севера» на сегодня просто нечего. Нечего даже при том, что вообще-то эта страна является одним из признанных лидеров мирового кораблестроения.
А ее многочисленные верфи давно уже доказали свою возможность в кратчайшие сроки построить для работ в Мировом океане практически все, что угодно — любого водоизмещения и назначения.
Но — кроме атомных подводных лодок. Главным препятствием на этом пути для Сеула до сих пор служило американо-корейское соглашение об исключительно мирном использовании атомной энергии. Обновленная редакция которого сторонами была подписана в 2015 году.
Этот документ все же допускает переработку отработанного топлива и обогащение урана в Южной Корее. Однако — в ограниченных объемах. И обязательно ниже уровня в 20%. Причем, только для исследовательских целей. А также в области гражданской энергетики.
Проще говоря: для строительства АЭС у себя в стране и на экспорт.
Поэтому у южнокорейцев было всего два выхода. Либо выпрашивать готовый ядерный реактор вместе с соответствующим отсеком для будущей атомной подводной лодки у американцев. Либо срочно приступать к его проектированию самим на основе низкообогащенного урана. И делать его не особенно мощным, но столь же компактным, как, к примеру, на АПЛ класса Barracuda ВМС Франции.
В общем, совершенно не случайно во время визита Трампа в Сеул президент Южной Кореи Ли Чжэ Мен первым делом прямо попросил американского коллегу «разрешить поставки топлива для атомных субмарин» в его страну. Трамп, насколько известно прессе, тут же ответил согласием.
Во всяком случае, по словам советника президента РК по вопросам внешней политики и национальной безопасности Ви Сон Лака, с США в прошлом месяце было достигнуто «взаимопонимание по направлению переговоров, которое позволит Сеулу получить доступ к технологиям обогащения и переработки топлива на уровне Японии».
Вероятно, тогда же в мозгу американского лидера и поселилась шальная мысль, что хорошо бы эту крайне дорогостоящую военную программу тихоокеанских союзников по строительству для них многоцелевых подводных атомоходов (которых, по мнению зарубежных экспертов, будет не менее четырех в серии на общую сумму в 25−30 миллиардов долларов) перетащить в Филадельфию. Чтобы, дескать, победно загрузить тамошнюю верфь новыми рабочими местами и дополнительными миллиардами долларов чужеземного происхождения.
То есть, еще месяц назад для «рыжего Донни» все, вроде бы, выглядело просто «тип-топ». И он удовлетворенно потирал руки. Но дальше, дальше-то…
В первую неделю ноября все для американского лидера и тут пошло прахом. Новые владельцы верфи в Филадельфии, видимо, успели разобраться, что их свежеприобретенная Hanwha Philly Shipyard на территории США технологически не готова строить субмарины с ядерными энергетическими установками. И Сеул одну за другой начал отправлять в Вашингтон военно-экономические «черные метки».
Сначала 8 ноября на слушаний в Национальной ассамблее в Сеуле министр обороны РК Ан Гю Бак осторожненько намекнул на полную несостоятельность только что родившихся очередных мечтаний Трампа: «Philly Shipyard имеет существенные недостатки с точки зрения технологических возможностей, кадрового состава и оборудования. Поэтому пока мы обсуждали только общий принцип».
А далее и вовсе поставил мечтателя-Трампа в неловкое положение откровенного и безответственного трепача: «На переговорах (с президентом США - авт.) не было сказано ни слова о том, где строить атомные подводные лодки — в Корее или в США»".
Но мало того. На другой день премьер-министр Южной Кореи Ким Мин Сок в местном Законодательном собрании вообще камня на камне не оставил от былых надежд Вашингтона: «На данный момент, насколько мне известно, (у верфи Hanwha Philly Shipyard — авт.) нет такой возможности».
Если Китай вынудят применить военную силу, то Тайвань окажется вторым, а первой прилетит Японии
Зря японские мыши дергают китайского кота за усы — там всё хорошо помнят
В общем, как полагают аналитики штатовского интернет-издания USNI News, на сегодняшний день диспозиция с этой сделкой такова. Ударные атомные субмарины Сеулу для паритета с КНДР в Тихом океане нужны срочно. Во всяком случае — вскоре после 2030 года. Когда в Северной Корее, скорее всего, будет спущен на воду и введен в боевой состав ВМС Корейской Народной армии первый отечественный ударный подводный атомоход.
Но почти наверняка Южная Корея собственный такой корабль станет строить на своей территории. И собственными силами. Разве что в целях ускорения работ предварительно договорившись с Вашингтоном о том, что по крайней на первой из таких субмарин в качестве компромисса будет установлен американский ядерный реактор. А там, как надеются в Сеуле, подоспеют и собственно южнокорейские энергетические установки того же типа.
Однако закономерен вопрос: почему в вопросе коренной модернизации подводных сил южнокорейской армии свет просто клином сошелся на оказавшейся на диво слабосильной и некомпетентной в этой проблематике филадельфийской верфи? Разве нельзя было Трампу потенциальный многомиллиардный контракт разместить где-нибудь еще? К примеру, там, где давно уже строят атомные подводные лодки для ВМС Соединенных Штатов.
Вот тут-то мы и подходим, возможно, к самому главному в этой удивительной истории.
В это трудно поверить, но, кажется, нынче американцы почти повсеместно разучились строить и ремонтировать атомные подводные лодки даже для самих себя. Как представляется, такой вывод следует из октябрьской (2025 года) публикации Bloomberg под буквально кричащим заголовком «США спешат восстановить могущество своего подводного флота, пока их не догнал Китай».
В материале нарисована жутковатая для этой, еще недавно доминировавшей в Мировом океане, страны картина: «Подводный флот США встал в длинную очередь на ремонт и обслуживание.
Некоторые атомные субмарины, по информации издания, простаивают в верфях с 2015 года. Причина в нехватке человеческих и материальных ресурсов. А также в целой серии неверных оценок и решений, которые принимались в течение последнего десятилетия".
А результате, предупреждает издание, под угрозой оказались сразу две важнейших для восстановления былого могущества ВМС США кораблестроительных программы: по спуску на воду новейших ударных атомных подводных лодок с баллистическими ракетами типа «Колумбия» и многоцелевых «Вирджиний».
Первые в количестве 12 единиц с баллистическими ракетами «Трайдент» (предельная дальность стрельбы до 11 тысяч километров) на борту по планам Пентагона должны прийти на смену стареющим штатовским «стратегам» типа «Огайо».
Головной из запланированной дюжины таких атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения под названием «Колумбия» американцы рассчитывали ввести в строй в октябре 2027 года. Однако ничего у них к сроку не получится.
Флорида — Москва: Путина в Кремле ждет трудная встреча с Уиткоффом
Судя по переговорам в США, Украина будет до последнего упираться по ключевым пунктам «плана Трампа»
Времена сдачи «Колумбии» флоту предварительно пока сдвинуты на март 2029-го. Ибо общая стоимость недостроенного корабля по сравнению с запланированной уже увеличилась на 12%. И достигла уровня как минимум 16,1 миллиарда долларов. Причем, вряд ли это предел.
Второй «стратег» того же типа под названием «Висконсин», строительство которого начато более года назад, на сегодня тоже на 12% отстает от утвержденного графика строительства. О чем Счетная палата США с большой обеспокоенностью доложила заокеанской общественности в своем докладе, вышедшем в июне 2025 года.
Немногим лучше и состояние программы ввода в строй ВМС США многоцелевых атомных подводных лодок класса «Вирджиния», которые должны, как считает Пентагон, поскорее заменить устаревшие атомоходы типа «Лос-Анжелес», принятые в боевой состав в 70-е годы прошлого века.
Пока построено 24 «Вирджинии». «Ввод очередной партии из десяти лодок задерживается на 36 месяцев. А следующих десяти — на 24 месяца», — делится адмиральскими тревогами Bloomberg.
«Нам надо действовать по принципу „Свистать всех наверх!“ чтобы выйти на рассчитанный производственный показатель по спуску на воду 2,3 новых субмарины в год», — заявил недавно в сенатском комитете по делам вооруженных сил адмирал Дэрил Кодл, недавно утвержденный в должности начальника штаба ВМС США.
Между тем, к 2028 году Пентагон, чтобы достойно противостоять в океанах Китаю и России, намерен был строить ежегодно по одной атомной подводной лодке типа «Колумбия». И по две — типа «Вирджиния». Однако с 2022 года средние темпы производства на штатовских верфях застряли на цифре 1,2 субмарины в год.
Для сравнения: Военно-Морские силы Народно-освободительной армии Китая способны ежегодно строить от 4,5 до 6 атомных подводных лодок.
Эрдоган в бешенстве, Токаев в шоке: Лондон и Брюссель выписали Зеленскому индульгенцию на морскую войну
Атаки на танкеры у берегов Турции и порт в Новороссийске — сигнал Трампу, что на переговорах по Украине надо быть сговорчивее
В докладе Министерства обороны США за 2023 год дан прогноз о том, что такими темпами к 2035 году Китай сможет увеличить свои подводные силы до 80 субмарин. У Штатов на сегодня — 71.
Но с чего вдруг настал такой раззор в кораблестроительной отрасли Соединенных Штатов?
Причины широко известны: после эпидемии ковида за океаном безвозвратно потеряны многие тысячи квалифицированных кадров. Заводы готовы в течение следующего десятилетия принять до 140000 рабочих и инженеров. Но мало кого из молодых людей теперь привлекает такая перспектива. Им куда проще и доходней заниматься финансовыми спекуляциями на биржах.
А капитан 1 ранга ВМС США в отставке Джерри Хендрикс на страницах журнала American Affairs Journal в 2024 году объяснил текущие проблемы массовым закрытием государственных кораблестроительных предприятий в 1990-х годах и отменой программы строительства современных подводных лодок типа «Си Вулф». Из запланированных 29 лодок этого типа было построено только три.
«Потребовались десятилетия и целая серия неверных оценок и неудачных решений, чтобы опуститься до нынешнего состояния неготовности», — написал Хендрикс, который сейчас курирует усилия США в области спасения кораблестроения в Пентагоне.
В общем, с новыми атомными подводными в самих США все очень и очень проблематично. Где уж там затевать подобную стройку еще и в интересах Сеула? Такая вероятность могла возникнуть разве что в бестолковой голове великого путаника Трампа.
Впрочем, мир уже привык к часто кончающимся пшиком фантазиям нынешнего главы Белого дома. Вот на наших глазах лопнула и очередная из них.